На сегодняшний день статистических данных, позволяющих оценить количество иностранных пациентов, которые проходят лечение в Украине, нет. Каждая клиника или агентство, которые работают на рынке въездного медицинского туризма, ведут статистику, но пока эта информация так и остается внутренней.
По нашим оценкам, количество медицинских центров Украины, нацеленных на предоставление услуг иностранным пациентам, составляет около 50-70.
Основными направлениями въездного медицинского туризма в Украину являются стоматология и лечение бесплодия. Также есть интерес иностранных пациентов к направлениям восстановительной медицины (например, Международная клиника реабилитации – реабилитационный центр “Элита”в Трускавце), офтальмологии, кардиологии (Киевский городской центр сердца и Центр детской кардиохирургии в Киеве), лечение стволовыми клетками.
Важно отметить, что отдельные частные медицинские центры в период 2008 – 2010 года больше внимания уделяли вопросам привлечения иностранных пациентов (по сравнению с предыдущими годами). Вызвано это было заметным снижением спроса на внутреннем рынке в кризисный период.
Чаще всего с целью получения украинских медицинских услуг пациенты приезжают из стран: Франция, Англия, Италия, а также Германия, США, Израиль.
Основным критерием выбора Украины для медицинского туризма является невысокий уровень цен, в сравнении с зарубежными клиниками. А поскольку у нас есть медицинские центры (в основном, это специализированные клиники), предоставляющие лечение с высокими результатами, то их услуги и являются востребованными.
Пример: лечение бесплодия (программа IVF+ICSI) в украинском специализированном центре лечения бесплодия (клиника репродуктивной медицины «Надия») стоит 2500 евро, а в Англии (TheLondonWomen’sClinic) – 4 817 евро. Результативность лечения в этих двух центрах почти одинаковая. Например, в 2010 году частота беременностей у пациенток до 35 лет в цикле IVFсоставила 50,7% в клинике «Надия» и 50% в лондонском центре.
Украинские клиники используют 3 основные модели привлечения иностранных пациентов:
- Клиника напрямую приглашает пациентов и самостоятельно занимается вопросами их привлечения.
- Агентства, работающие на рынке международного туризма, за отдельную плату от медицинских центров, занимаются вопросами привлечения пациентов в клинику.
- Местные врачи иностранных пациентов направляют пациентов на лечение в украинские клиники. Здесь важно отметить, что в данном случае значительное большинство таких врачей не ожидают от клиник каких-либо благодарностей, а действуют исключительно в интересах пациента, таким образом повышая уровень удовлетворенности и лояльности со стороны своих пациентов.
Для того, чтобы иностранные пациенты массово обращались в клинику необходимы, следующие факторы:
- опыт работы в сфере лечения определенных заболеваний (пациенты, как правило, доверяются опыту)
- наличие истории положительных примеров лечения (высокие результаты лечения)
- распространенность информации о медицинском центре, включая показатели результатов лечения; доступность этой информации потенциальным пациентам
- организация взаимодействия с потенциальными пациентами, включая их привлечение, организацию лечебного процесса и вопросы пребывания в стране
Медицинское обслуживание иностранных пациентов требует дополнительных элементов в организации работы медицинского центра:
- Наличие менеджера (менеджеров) по работе с иностранными пациентами.
- Наличие медицинского и обслуживающего персонала, владеющего иностранным языком. В некоторых случаях, если персонал не владеет иностранным языком на необходимом уровне, пациента на все процедуры сопровождает переводчик.
- Дополнительных затрат требуют вопросы продвижения услуг клиники для иностранных пациентов.
- Отдельное внимание следует уделить вопросам передвижения и размещения пациентов. Решением данных вопросов в некоторых медицинских центрах занимается соответствующий менеджер или внешняя компания.
- Во избежание конфликтных ситуаций в процессе обслуживания иностранных пациентов следует предоставить пациенту полную информацию о формате лечения, о том, какие услуги/процедуры включены в стоимость, какие дополнительные услуги могут понадобиться пациенту, кто занимается вопросами организации размещения пациента и прочие. Наиболее удобным вариантом закрепления договоренностей между медицинским центром и пациентом является подписание соответствующего контракта.
Методы привлечения иностранных пациентов, в основном, не отличаются от таковых относительно украинских пациентов. Важными элементами в процессе привлечения иностранных пациентов являются следующие:
- «Сарафанное радио» – рекомендации пациентов.
- Создание интернет-сайта клиники на иностранных языках, размещение как можно больше информации о врачах и результатах лечения.
- Размещение информации о клинике на международных порталах (достаточно дорогое удовольствие).
- Налаживание партнерских отношений с международными агентствами, работающими в сфере медицинского туризма.
- Ведение научной деятельности и внедрение инновационных технологий (подтверждает активную позицию клиники в части развития) и информирование потенциальной аудитории о результатах такой деятельности.
- Активное участие клиники на международных медицинских конференциях.
07.03.2011
При использовании материалов блога ссылка на автора или источник обязательна